Фортепиано в виде
кабинетного рояля

Фортепиа́но — собирательное название для одного из наиболее распространённых музыкальных инструментов, механизм звукоизвлечения которого состоит из струн, клавиш и цитата молоточков. Как такового «фортепиано» не существует, всякий раз приходится сталкиваться с одной из его разновидностей, таких как пианино, рояль, а также пианола (или механическое пианино). Также в той или иной мере родственными к фортепиано инструментами являются клавесин (как ближайший прародитель), клавикорд, спинет, вёрджинал, орган, органола, органетто, фисгармония, челеста — и даже аккордеон.

Содержание

от музыкантов[править]

  •  

Приятель Россини рассказал как-то знаменитому композитору о том, что один его знакомый собрал коллекцию орудий пыток всех времён и народов.
— А было в этой коллекции фортепьяно? — поинтересовался Россини.
— Конечно, нет.
— Значит, в детстве он не учился музыке...[1]

  — «Упущение коллекционера»
  •  

Один немецкий композитор, поклонник Бетховена, закончив последнюю страницу своего переложения «Фиделио» для фортепьяно, сделал в конце приписку: «Окончил с божьей помощью». Рукопись попала к Бетховену, который внёс кое-какие исправления и вернул её. Просматривая пометки Бетховена, автор переложения увидел рядом со своей припиской следующее замечание: «Смертный, надейся на собственные силы!»[1]

  — «Полезный совет»
  •  

Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нём.

  — Роберт Шуман
  •  

Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое.

  — Антон Рубинштейн
  •  

— Нет ничего проще, — говорил Массне, закручивая ус, — чем давать уроки игры на фортепьяно. Достаточно знать три предложения: «Здравствуйте, мадмуазель... Немного медленнее, прошу вас... Засвидетельствуйте моё почтение вашей бабушке...»[1]

  — «Самая лёгкая профессия»
  •  

 Чайковский плохо играл на фортепиано, и не любил этого делать, особенно при посторонних — поэтому Танеев обычно сам играл его новые сочинения — в смешной позе, навалившись своим толстым телом на фортепиано и впившись близорукими глазами в рукопись.[2]:41

  — Леонид Сабанеев, «П.И.Чайковский»
  •  

Честно говоря, фортепиано (в качестве прибора) понравилось мне значительно больше, чем мамзель. Если бы она так жестоко не мучила меня своим академически рыбным корсетом и дурацкими упражнениями а-ля бифштекс, я бы куда охотнее прикасался к его беленьким клавишам, время от времени вспоминая даже и про чёрные.[3]:27

  — Эрик Сати, Разговаривая о себе
  •  

По замыслу Творца, я, видимо, должен был, посещая это заведение, повторить судьбу мамзели Барнетш, безвременно засохшей под крышкой рояля. Как раз с этой целью очень скоро начались мои более чем вялые занятия по сольфеджио и «элементарному фортепиано». Название этого большого инструмента, (в высшей степени странного и экзотического), меня интригует до сих пор. Будь у меня чуть больше времени в запасе, я непременно написал бы для него нечто специальное, например, концерт для элементарного фортепиано с элементарным оркестром. Одна только беда, до сих пор мне никто так ни разу и не показал, как оно выглядит и чем отличается от фортепиано обыкновенного.[3]:27

  — Юрий Ханон, Эрик Сати, «Разговаривая о себе»
  •  

Прежде всего, пианола совершенно отлична от своего собрата фортепиано, с которым состоит всего лишь в братском родстве. <...> Пускай виртуозы клавира зарубят себе на носу, что они никогда не смогу сделать то, что с лёгкостью совершает обыкновенная пианола; но и наоборот, никогда посредственный механизм не сможет заменить живого артиста и вытеснить его с концертной эстрады.[3]:519

  — Эрик Сати, из статьи «Игры Игоря Стравинского»
  •  

Пришла моя очередь просить у вас прощения за то, что я так задержал ответ на ваше письмо. Но стояла такая жара, совершенно невыносимая для такого римлянина, как я, что когда я садился за фортепиано, то оно потело, как живое существо.[4]:17

  — Клод Дебюсси, август 1885, Рим, вилла Медичи
  •  

Я с одинаковым удовольствием получил и Ваше письмо, и «Остров радости»... думаю, что там нет ошибок (в «Острове радости»!)
Но боже! Как это трудно сыграть... Мне кажется, что в этой пьесе соединены все способы игры на фортепиано, потом что сила там сочетается с изяществом... если осмелюсь так сказать.[4]:104

  — Клод Дебюсси, сентябрь 1904, Дьепп
  •  

Дорогой друг, я намерен посвятить Вам «Виселицу». Не потому, что Вы заслуживаете верёвки, а потому, что эта пьеса наименее трудная из трёх
Вы сможете её играть; что же касается двух остальных, то, нисколько не умаляя Ваших виртуозных возможностей, я не решусь это утверждать. К тому же 2 часть фортепианной сюиты обычно посвящается господам музыкальным критикам.[5]:58

  — Морис Равель, 2 сентября 1908, из письма Жану Марно
  •  

Несмотря на хорошую погоду, вот уже 3 недели как Трио нисколько не продвигается; оно мне опротивело. Но сегодня я убедился, что оно не так уж отвратительно... и карбюратор опять в исправности. Альфредо прав, что пишет для фортепиано, это втрое быстрее <чем трио>.[5]:85

  — Морис Равель, 21 июля 1914, из письма Элен Кан-Казелла
  •  

Говоря о музыке, признаюсь вам, что вот уже несколько месяцев, как я больше не знаю, что это такое; мне стал ненавистен даже привычный звук фортепиано. Пифагор, погружённый в свою математику, пока какой-то солдат не прикончил его; Гёте, писавший «Свойства естественного отбора» во время французской оккупации Веймара, – мыслители восхитительные. [комм. 1] Мне что же, остаётся только признать собственное несовершенство и заняться теперь математикой?[4]:230

  — Клод Дебюсси, 1 января 1915, Париж
  •  

Я бы работал, как целая плантация негров, и мне хочется написать ту сонату для скрипки и фортепиано, которую вы ждёте с любезным нетерпением... Но теперь я просто не знаю, когда ещё ко мне вернётся творческое состояние? По временам мне кажется, что я никогда не занимался музыкой.[4]:253

  — Клод Дебюсси, Париж, начало 1916 года
  •  

Всё его творчество отмечено печатью камерности. Он сам был первоклассный пианист. Подобно Шопену, он не имел никакого желания выплывать за пределы камерности: он писал для оркестра только сопровождения своих фортепианных концертов. <...> Фортепиано, камерный ансамбль, песня (романс) – вот его область, за которую он не хотел выходить, мудро себя ограничивая.[2]:83

  — Леонид Сабанеев, «Н.К.Метнер»
  •  

Как подобает «классику», он испробовал свои силы во всевозможных формах: опера, балет, симфония, фортепианная музыка, романсы – всё было им затронуто. Превосходный и оригинальный пианист, он глубоко чувствовал «душу» фортепиано и едва ли не ему поверил свои наиболее интимные вдохновения.[2]:92

  — Леонид Сабанеев, «Сергей Прокофьев»
  •  

Вся моя работа на Семинарах <…> сводилась к одному знаменателю – показать, как надо писать музыку. Однажды, правда, представился случай показать, как не надо писать музыку. Так совпало, что во время моего третьего семинара в город Иваново приехал Тихон Хренников со своим авторским концертом. Разве можно не поддержать нашего Председателя? – ДТК по указке из Москвы выделил автобус и <…> все члены семинара были вывезены на исторический хренниковский бенефис. На обратном пути я решил устроить обсуждение прозвучавших сочинений, особенно его 3-го фортепианного концерта <...> Раскачать людей на обсуждение мне не удалось и пришлось держать монолог. В два счёта я доказал профессиональные промахи нашего вождя в форме, инструментовке, драматургии, уничтожил на корню фортепианную партию с примитивной фактурой, вдохновенно раскритиковал стилистическую эклектику <...> В общем, к Дому творчества наш автобус подъезжал в гробовой тишине, и весь сидевший в нём семинар не знал, как реагировать на мою святотатственную лекцию. [6]:124

  — Виктор Екимовский, «Автомонография»

от литераторов[править]

Маленький
студийный рояль

  •  

Я нашёл Грибоедова больным, он боролся с болями в желудке и кишечнике и не знал, куда деваться от жара; но когда ему становилось лучше, он садился за фортепиано и так прекрасно фантазировал, как я редко слышал. [7]

  — К.Ф. Аделунг, «Письма к отцу»
  •  

Г. Шмирнотен, также немец, учитель музыки и пения, хотя знал очень хорошо теорию музыки, но играл на фортепиано так дурно и ревел так громко и нескладно, что все в доме затыкали себе уши, когда ему приходила охота петь или играть после урока. [8]

  — Фаддей Булгарин, «Иван Иванович Выжигин»
  •  

Небо беспрерывно покрыто серыми облаками, воздух так сыр, что в нём должны жить одни рыбы, а на мостовой камни движутся под колёсами, как клавиши на фортепиано. [8]

  — Фаддей Булгарин, «Письма провинциялки из столицы»
  •  

Всё изящное имело доступ к душе Грибоедова, он страстно любил музыку, будучи сам искусен в игре на фортепиано. [8]

  — Фаддей Булгарин, «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове»
  •  

Положи на фортепьяно какой-нибудь другой инструмент, например, хоть гитару, а на одну из струн её ― небольшой клочок бумаги; потом начни перебирать на фортепиано все клавиши одну после другой: бумажка будет спокойно лежать до тех пор, пока ты не заставишь прозвучать ноту, одинакую с той, которую издаёт струна гитары; но тогда лишь только ты дотронешься до клавиши, то в то же самое мгновение струна зазвучит, и бумажка слетит долой; следовательно, по какому-то непонятному сочувствию мёртвый инструмент отзовётся на голос живого. [9]

  — Михаил Загоскин, «Вечер на Хопре»
  •  

Она села за фортепиано, лицо её оживилось невыразимым чувством, всё существо, казалось, искало выражения и нашло его себе в песне.[10]

  — Константин Аксаков, «Облако»
  •  

Стали просить меня: я знала другое Фильдово рондо и могла бы сыграть его не хуже Тани, но я не хотела отнимать у неё торжества, и, как ни больно было моему самолюбию, я удовольствовалась тем, что сыграла маленькую старую сонату Плейеля, которую я учила, когда меня ещё только начинали учить на фортепиано. [11]

  — Владимир Одоевский, «Сказки дедушки Иринея»
  •  

Улучит свободную минутку и бежит в комнату, садится за фортепиано и напевает: «Я не скажу, я не открою, В чём тайна вечная моя!

  — Иван Гончаров, «Пепиньерка»
  •  

...несмотря на все усилия, он до сих <пор> не смог заставить <баб> надеть корсет, тогда как в Германии, где он стоял с полком в 14-м году, дочь мельника умела играть даже на фортепиано, говорила по-французски и делала книксен.

  — Николай Гоголь, «Мёртвые души»
  •  

Живёт Мардарий Аполлоныч совершенно на старый лад. И дом у него старинной постройки: в передней, как следует, пахнет квасом, сальными свечами и кожей; тут же направо буфет с трубками и утиральниками; в столовой фамильные портреты, мухи, большой горшок ерани и кислые фортопьяны; в гостиной три дивана, три стола, два зеркала и сиплые часы, с почерневшей эмалью и бронзовыми, резными стрелками; в кабинете стол с бумагами, ширмы синеватого цвета с наклеенными картинками, вырезанными из разных сочинений прошедшего столетия, шкапы с вонючими книгами, пауками и чёрной пылью, пухлое кресло, итальянское окно да наглухо заколоченная дверь в сад… Словом, всё как водится.

  — Иван Тургенев, «Два помещика», 1847
  •  

Она выучила наизусть две басни Лафонтена и бренчала на фортепианах качучу, ежеминутно, впрочем, сбиваясь с такту, ― и всякий раз при гостях по приказанию родителей, пробормотав эти две басни, садилась за фортепиано. [12]

  — Иван Панаев, «Барышня»
  •  

Однажды графиня застала нас за фортепиано и была очень недовольна, заметя весьма справедливо панне Магдалене, что я рождён не для музыки, а для орала и плуга. [13]

  — Тарас Шевченко, «Варнак»

Фортепиано
в виде пианино

  •  

Часто, бывало, после моего урока она просиживала до полуночи за фортепиано, вариируя чудные создания Бетговена (это был её любимый композитор и только что явившийся в музыкальном мире). [13]

  — Тарас Шевченко, «Варнак»
  •  

Он позвал её опять и с нежностью влюблённого просил её сесть за фортепиано и спеть знаменитую каватину из «Нормы». [13]

  — Тарас Шевченко, «Художник»
  •  

Потом медленными шагами, едва удерживаясь, чтобы не ринуться опрометью вон, он перешёл к фортепиано, постучал в разных местах по клавишам, взял с лихорадочным трепетом ноты с пюпитра, взглянул в них и положил назад; имел даже твёрдость понюхать два цветка и разбудить попугая.[14]

  — Иван Гончаров, «Обыкновенная история»
  •  

Райский бросил скрипку и стал просить опекуна учить его на фортепиано. «На фортепиано легче, скорей», ― думал он. Тот нанял ему немца, но, однако ж, решился поговорить с ним серьёзно.

  — Иван Гончаров, «Обрыв»
  •  

Вам покажется, что перед вами играет на фортепиано какой-нибудь заезжий искусник, выделывающий удивительные штуки пальцами, исполняющий с быстротою молнии невообразимые трели и рулады, возбуждающий ваше искреннее изумление беглостью рук, но ничем не дающий вам почувствовать, что он ― человек. [16]

  — Дмитрий Писарев, из статьи «Писемский, Тургенев и Гончаров»
  •  

Девицы и дьяконица вышли в Женнину комнату; дьякон открыл фортепиано, нащупал октаву и, взяв два аккорда, протяжно запел довольно приятным басом[17]

  — Николай Лесков, «Некуда»
  •  

Не то звуки плохого, расстроенного фортепиано раздаются в ушах ― словно по клавишам без толку и смыслу ударяет чья-то неверная, детская рука, не то грохот барабанов раздаётся, шум и крики толпы; а в глазах колёсами ходят и сплетаются между собою, будто в дивной фантасмагории, какие-то огненные круги, играющие всеми цветами радуги, и эти круги являются в разных размерах ― большие и малые, а между ними, на тёмном фоне, дождём падают, сыплются, и скачут, и прыгают, и вьются, и кружатся мириады светлых точек, бриллиантовых искорок, снежинок.[18]

  — Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы». Книга о сытых и голодных. Роман в шести частях, (часть 4)
  •  

Тихий и добрый полушёпот раздаётся над ухом больной, а наверху в это самое время сквозь потолок слышен гам и топот ― возня идёт какая-то, пляс кружится, лает разбитое, дребезжащее фортепиано, и под аккомпанемент этих диких, смешанных звуков, Маша в последний раз перед смертью раскрывает перед кротким, благодушным стариком всю свою наболелую, многоскорбную душу…[18]

  — Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы». Книга о сытых и голодных. Роман в шести частях, (часть 6)
  •  

Когда речь коснулась русской музыки, его тотчас попросили спеть какую-нибудь русскую арию и указали на стоявшее в комнате крошечное фортепиано, с чёрными клавишами вместо белых и белыми вместо чёрных.

  — Иван Тургенев, «Вешние воды»
  •  

Если уж очень становилось скучно, то жидок Лямшин (маленький почтамтский чиновник), мастер на фортепиано, садился играть, а в антрактах представлял свинью, грозу, роды с первым криком ребёнка и пр.

  — Фёдор Достоевский, «Бесы»
  •  

— Сусанна Ивановна, — проговорила вдруг Элеонора Карповна на своём немецко-русском языке, — музыку очень любит и очень сама прекрасно играет на фортепиано, только она не хочет играть на фортепиано, когда её очень просят играть.
Сусанна ничего не ответила Элеоноре Карповне — она даже не поглядела на неё и только слегка, под опущенными веками, повела глазами в её сторону.

  — Иван Тургенев, «Несчастная»

Механизм фортепиано
струны и молоточки

  •  

Она была хорошая музыкантша и порядочно играла на фортепиано ― «по милости моих длинных пальцев, ― замечала она не без горечи, ― у горбатых они всегда такие бывают».

  — Иван Тургенев, «Новь»
  •  

Смолоду он учился музыке у Фильда и хорошо играл на фортепиано, но, став страстным цыганистом, променял рояль на гитару, под которую слабым и дрожащим голосом пел цыганские песни. [19]

  — Афанасий Фет, «Кактус»
  •  

Потом Григ с супругой сыграли фортепианный дуэт — «Норвежские танцы» (ор.35). И опять миссис Григ показала себя достойным партнёром своего мужа: оба они заслужили восторженную овацию.[20]:168

  — Бернард Шоу, «О Григе», 21 марта 1889 г.
  •  

Вам, наверное, знакомы замечательная c-moll’ная «Фантазия», которой Моцарт как бы наметил для Бетховена путь развития фортепианной сонаты <…> так вот, вообразите себе, чтó я испытал, когда мадам Баккер-Грёндаль, вместо того чтобы самой сыграть эту «Фантазию» <…> предоставила выполнить это мадам Хаас, а сама села за другой инструмент и заиграла «особую партию для второго рояля», в которой каждая вставка была дерзостью и каждое добавление – грязным пятном. Хотя я был крайне раздосадован и огорчён, как, надо думать, и всякий человек, знающий и любящий «Фантазию» Моцарта, но меня даже заинтересовал тот, отмеченный мрачной иронией факт, что человеком, в неслыханной самонадеянности предложившим нам свои «улучшения» музыки Моцарта, оказался ничтожный Григ![20]:170-171

  — Бернард Шоу, «О Григе», 7 марта 1890 г.
  •  

Доктор глядел по сторонам и думал, что среди всех этих ровных, безмятежных жизней, как два испорченных клавиша в фортепиано, резко выделялись и никуда не годились только две жизни: фельдшера и его.

  — Антон Чехов, «Неприятность»
  •  

Его глаза встретились с моими, он вдруг побледнел как полотно, до губ, глаза сверкнули как-то особенно, и, чего я тоже никак не ожидал, он шмыгнул под фортепиано, в дверь.

  — Лев Толстой, «Крейцерова соната»
  •  

К числу действующих лиц нужно ещё прибавить ветхозаветное фортепиано красного дерева, которое имело здесь своё самостоятельное значение, ― «мамаша без слов» играла за тапёра и аккомпанировала Верочке, исполнявшей с большим чувством самые модные романсы.

  — Дмитрий Мамин-Сибиряк, «Черты из жизни Пепко»
  •  

Доктор, стоя, тронул клавиши фортепиано, и оно ответило ему слабо, дрожащим, сиплым, но ещё стройным аккордом; он попробовал голос и запел какой-то романс, морщась и нетерпеливо стуча ногой, когда какой-нибудь клавиш оказывался немым.

  — Антон Чехов, «Моя жизнь»
  •  

И мне вдруг стало жаль, что я отказался у дяди от солонины, не побренчал на его параличном фортепиано, не выпил наливочки… Но тут мне вспомнилось, что у Плевкова подают хороший коньяк и поросёнка с хреном.
— Валяй к Плевкову! — крикнул я во всё горло вознице.[21]

  — Антон Чехов, «Оба лучше»
  •  

Более других возмущал его «подлец» Ракушкин, смуглолицый, красивый и фатоватый мичман, декламировавший стихи и игравший на фортепиано «с большим чувством», по словам многих дам.

  — Константин Станюкович, «О чём мечтал мичман»
  •  

Ему очень хотелось узнать, кто такой этот старик, умеющий играть на фортепиано, и зачем он служит на ферме, но не решался спросить.

  — Константин Станюкович, «Похождения одного матроса»
  •  

Заучив на память по нескольку аккордов для каждой руки, он садился за фортепиано, и когда из соединения этих выпуклых иероглифов вдруг неожиданно для него самого складывались стройные созвучия, это доставляло ему такое наслаждение и представляло столько живого интереса, что этим сухая работа скрашивалась и даже завлекала.

  — Владимир Короленко, «Слепой музыкант»
  •  

Из окон белого домика с зелёной крышей несутся волны фортепианных пассажей, причудливо смешиваясь с запахом поджаренного в масле лука и визгом ошпаренной кухаркой собачонки...

  — Аркадий Аверченко, «Наваждение»

от любителей[править]

Фортепиано в виде
электро-пианино (синтезатор)

  •  

 Футбольная команда подобна фортепиано: восемь человек его несут, а ещё трое на нём играют.

  — Билл Шенкли

от поэтов[править]

  •  

Довольно, сыт я.
(Идёт к фортепиано. )
Слушай же, Сальери,
Мой Requiem.

  — А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»
  •  

Иль звучным фортепьяно
Под беглою рукой
Моцарта оживляешь?

  — А. С. Пушкин, «К сестре»
  •  

И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?

  — А. С. Пушкин. «Признание»
  •  

Встаёшь, бывало, утром рано,
Бренчит уж в зале фортепьяно,
Поют все врозь, трещит в ушах;
А тут сама, поднявши ногу,
Стоишь, как аист, на часах.

  — М.Ю. Лермонтов, «Монго»
  •  

Баритони прежде жил
В Петербурге и учил
Петь, играть на фортепьянах,
Упражнялся и в романах,
Был учителем девиц,
И одну из учениц
Сбил совсем он с панталыку…[22]

  — Иван Мятлев, «Скрипка»
  •  

Помню: мы за фортепьяно
С ней сидели вечерком;
Помню ночку у фонтана,
Поцелуй в саду густом…[23]

  — Алексей Плещеев, «Старик за фортепьяно»
  •  

Идёшь себе ночью,
А окна, балконы отворены все;
И звук фортепьяно оттуда несётся,
И льются напевы в ночной тишине. [23]

  — Алексей Плещеев, «Дачи» (из цикла «Ночные думы»)
  •  

Но есть премилые: прилично убран дом,
У дочерей рояль, а чаще фортепьяно,
Хозяин с Францией и с Англией знаком,
Хозяйка не заснёт без модного романа,
Ну, всё, как водится у развитых людей,
Которые глядят прилично на предметы
И вряд ли мужиков трактуют, как свиней…

  — Николай Некрасов, «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»
  •  

Она за чтением романа
Чего-то в будущем ждала,
Играла вальс на фортепьяно
И даже с чувством петь могла.

  — Николай Огарёв, «Барышня»
  1. ↑ Дебюсси пишет во времена трудные для Франции и Парижа. Шла Первая мировая война, французская армия терпела поражение за поражением. Немецкие войска подходили всё ближе к Парижу.
  1. ↑ 1,01,11,2А.И.Муха Музыканты улыбаются (сборник «Музыканты смеются» или Весёлый камертон). — Киев: Музыкальная Украина, 1968. — 304 с.
  2. ↑ 2,02,12,2Сабанеев Л.Л. «Воспоминания о России». — М.: Классика XXI, 2005. — 268 с.
  3. ↑ 3,03,13,2Эрик Сати, Юрий Ханон Воспоминания задним числом. — СПб.: Центр Средней Музыки & издательство Лики России, 2010. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8
  4. ↑ 4,04,14,24,3Клод Дебюсси Избранные письма (сост. А.Розанов). — Л.: Музыка, 1986. — 286 с.
  5. ↑ 5,05,1Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — 248 с.
  6. Виктор Екимовский «Автомонография». — первое. — М.: Композитор, 1997. — 432 с. — 300 экз. — ISBN 5-85285-197-3
  7. ↑ «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников». Серия литературных мемуаров, Москва: «Художественная литература», 1980 год
  8. ↑ 8,08,18,2Фаддей Булгарин, Сочинения. Москва: «Современник», 1990 год
  9. ↑ М.Н. Загоскин, «Аскольдова могила». Романы. Повести. Москва: «Современник», 1989 год
  10. ↑ Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Ленинград: Изд-во Ленинградского Университета, 1991 год
  11. ↑ Одоевский В.Ф., «Пёстрые сказки; Сказки дедушки Иринея». Москва: «Художественная литература», 1993 год
  12. ↑ И. И. Панаев. «Избранная проза». Москва: «Правда», 1988 год
  13. ↑ 13,013,113,2Тарас Шевченко. «Зібрання творів»: (у 6 т.) том 3. Киев, 2003 год
  14. ↑ И.А. Гончаров. «Обыкновенная история». Москва: «Советская Россия», 1987 год
  15. ↑ И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада». Ленинград: «Наука», 1986 год
  16. ↑ Д.И.Писарев, Сочинения в четырёх томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. Москва: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1955 год
  17. ↑ Н.C.Лесков, Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. Москва, «Правда», 1989 год
  18. ↑ 18,018,1Крестовский В.В., «Петербургские трущобы». Книга о сытых и голодных. Роман в шести частях. Москва: Правда, 1990 год
  19. ↑ А. Фет. Проза поэта. Москва: «Вагриус», 2001 год
  20. ↑ 20,020,1Бернард Шоу «О музыке и музыкантах». — М.: Музыка, 1965. — 340 с. — 100 000 экз.
  21. Чехов А. П. Сочинения в 18 томах, Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974 год — том 3. (Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»), 1884—1885. — стр.200
  22. ↑ И. П. Мятлев, Стихотворения. Библиотека поэта. – Ленинград.: Советский писатель, 1969 год
  23. ↑ 23,023,1А. Н. Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. – Ленинград: Советский писатель, 1964 год

Источник: https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE

Закрыть ... [X]

Борис Березовский и Брижит Анжерер. Фортепианные дуэты Вязание спицами двухцветный мужской свитер


Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано



Цитата про фортепиано