На одном из уроков по изучению библейского иврита мне задали вопрос: В чём было виновно животное, которое убил Бог, чтобы сделать кожаную одежду для человека? Эта интересная теория вызывает ряд вопросов у того, кто серьезно изучает сказанное Богом. Например, какое это было животное? Почему именно это животное? Кто пролил кровь этого животного, непосредственно Бог или Его слуга? Материализовался ли Бог, чтобы совершить убийство этого животного?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к источнику. В 21-м стихе 3-й главы книги Бытие, на иврите написано:

"וַיַּעַשׂ יְהוָה אֱלֹהִים לְאָדָם וּלְאִשְׁתּוֹ כָּתְנוֹת עוֹר וַיַּלְבִּשֵֽׁ ם"

В редакции синодального перевода на русский язык этот текст представлен так: «И_сделал Господь Бог Адаму и_жене_его одежды кожаные и_одел_их». Нижнее подчёркивание я поставил, чтобы можно было понять как и какое слово перевели. Иногда одно слово на иврите содержит в себе союзы и местоимения. Последнее слово - "одел", совсем не похоже на слово, которое используется перед предпоследним словом и переведено "одежды".

Этот еврейский текст из книги Бытие можно перевести на русский язык следующим образом: «И_сформировал Гсподь Всесильный Адаму и_жене_его хитоны кожи, и_одел_их». Еврейское слово כָּתְנוֹת [катнот] я перевел здесь как "хитоны". Прежде всего, потому что здесь используется слово во множественном числе. Но что такое хитон? Чем хитон отличается от других видов одежды? Во-первых, хитон это вид одежды, который покрывает всё тело. Во-вторых, хитон это вид одежды, которая не имеет швов. Помните, как написано в книге жизни Помазанника Божьего? «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19:23). В-третьих, хитоном называли нижнюю одежду, то есть одежду, которая была ближе всего к телу.

Приведу несколько примеров из Писаний, в которых говорится о хитоне. «И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду» (Исх. 29:5). Обратите внимание, хитон это нижняя одежда, и на него надевается верхняя одежда. Вот следующий пример: «Священный льняной хитон должен надевать он (первосвященник) - нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает. Это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водой и надевает их» (Лев. 16:4). Из этого отрывка видно, что хитон назван нижним платьем, которое надевается на тело человека после омовения, в результате чего хитон тесно соприкасается с телом.

А вот ещё один, довольно интересный отрывок. Из книги описывающей жизнь Йова. Йов говорит: «С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня» (Йов 30:18). Интересно, что именно Йов называет одеждой? Что такое края хитона? Вспомните, как Йов говорил перед этим: «тело мое покрыто червями и пыльными чешуйками; кожа моя лопается и гноится». Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Йов говорит не о матерчатой одежде, потому что на гноящееся тело не надевают одежду, ведь это причиняет еще больше боли. Кроме того, кожа лопалась, следовательно, человек уже испытывал боль, и соприкосновение с различными вещами было не желательным. Что же тогда Йов назвал хитоном и одеждой своей? Некоторые считают, что так он назвал свою кожу. Ему было очень трудно снимать с себя омертвевшую кожу. Кожа натягивалась и лопалась, поэтому он использует слово "края". Его тело было буквально стянуто кожей.

Если допустить, что эта теория верна, то возникает ответ на вопрос: Во что Бог одел Адама и жену его, после того как зло поразило человека? В кожу, которая покрывала всё его тело и была на теле его. Почему слово "хитоны" стоит во множественном числе? Потому у каждого была своя кожа.

Но если Бог сформировал человеку кожу после того, как зло вошло в человека, то во что был одет человек до встречи со злом? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует вспомнить каким был сотворен человек. Поэтому обратимся к книге Бытие, в которой говорится следующее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Нужно учесть, что Бог по сути Своей является духовным существом.  Если Он – дух, тогда как можно говорить вообще о каком-то образе? Чтобы человек имел  представление о Боге хотя бы частично, Творец показал Себя в том виде, который человек может воспринять. Поэтому Давид в песне  обращается к Богу такими словами: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты одет в славу и величие; Ты одеваешься светом, как ризой» (Пс. 103:1-2). Итак, одеждой Бога является свет. Учитывая, что человек сотворен по образу Божьему, то можно предположить, что он изначально был одет в свет, подобно Творцу. На иврите слово "свет" звучит как ор.  Слова "Бог", "свет" и "человек" начинаются с буквы алеф, и появляются в Священном Писании в этом же порядке: "אֱלֹהִים", "אוֹר", "אָדָם". Алеф - буква, с которой начинается весь порядок букв. Итак, в начале был Бог, Который создал свет или излучение, невидимое и видимое. Это свет божественного происхождения, так как исходит он от Творца, а не от светил, ведь  их еще не было. Затем, Бог создал человека, по образу и подобию Своему. А ввиду того что Бог одет в свет, то можно предположить, что человек был одет в свет и излучал  его подобно Богу. Человек, единственное творение, которое создано подобным Богу. Даже духовные существа не созданы подобными Богу. Поэтому херувим, по имени Светоносный, желал быть подобным Богу и говорил в сердце своем: «взойду на небеса, выше звезд Божиих вознесу трон мой и сяду на горе в сонме, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Ему это не удалось, потому что это желание противоречило воле Создателя. Господь помешал планам бунтующего херувима. Всевышний сказал ему: «Ты - херувим помазанный, чтобы осенять, и Я поставил тебя на святой горе Божией, ты ходил внутри пламенных камней. Непорочен ты в путях твоих со дней сотворения твоего, до тех пор пока не нашлось нечестие в тебе» (Иез 28:14-15). Заметили? Херувим ходил внутри пламени камней. Нам известно, что пламя подразумевает наличие света, следовательно, этот херувим был окружен светом, но этого было мало для него. Он был лишен того положения, которое имел до утраты своего достоинства и чести сделав бесчестие. Когда человек был создан подобным Творцу, зло находилось снаружи, а не внутри человека. Зло производило работу в сатане. Здесь будет уместным сказать, что слово "зло" на иврите состоит из двух букв - реш и айн, которые означают "голова" и "глаз", соответственно. Человек был подвержен испытанию посредством искушения и позволил злу проникнуть внутрь себя. Вероятно, когда в человека вошло зло, был изменен его внутренний мир, и он перестал излучать божественный свет. Можно предположить, что человек изначально воспринимал окружающий мир через призму "алеф" - "Бога" и "свет". Но после того как он взглянул на окружающий мир через призму "айн" - "глаз" и "зло", всё изменилось. Человек уже не обращал внимания на "свет", но видел "наготу". Глава о сотворении человека заканчивается такими словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:25). Здесь используется еврейское слово арум во множественном числе, чтобы сказать, что они были "наги". Удивительно, но это слово начинается с буквы "айн". Это состояние человек имел до того, как зло проникло в него. Далее говорится, что змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (Быт 3:1). И здесь есть слово арум, но оно относится к змею и переведено словом "хитрее". Обратите внимание, что сначала упоминается "нагота", а затем "хитрость", и оба эти слова начинаются буквой "айн". После того как человек позволил хитрости [арум] змея проникнуть в свой разум, Адам стал воспринимать окружающий мир другими глазами. Он решил нарушить запрет Бога. Решил, что запретный плод пригоден в качестве пищи, хотя не имел опыта употребления таких плодов. С этого момента зло влияло на разум человека. Человек приобрел знание змея-сатаны. Другими словами человек теперь имел сознание сатаны. Быт 3:1-5: «Когда сказал змей жене Адама: Разве Бог сказал не есть от любого дерева в саду? Тогда в ответ  жена Адама рассказала змею: Плоды от деревьев мы можем есть, только плоды дерева, которое внутри сада, сказал Бог, - "не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть"». Вероятно, змей осторожно проверял, знала ли жена Адама о заповеди, которую дал Бог, а также то, как она поняла смысл этой заповеди. И когда он получил ответ наделённый комментариями, то сказал возразив: «Нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Но змей умолчал о том, что Бог в отличие от человека знает, что такое добро и что такое зло со стороны, иначе кожаные одежды для адама говоря, Бог не был причастником зла, не соединялся со злом. Когда же человек решил ослушаться Бога, этим позволил злу проникнуть в своё сознание, а затем последовал поступок, проявляющий этот факт. В результате зло проникло и соединилось не только с сознанием человека, но и его телом, на физическом уровне. Вероятно, вещества находящиеся в запретном плоде повлияли на химический состав организма человека вследствие чего, он утратил способность излучать свет. Поэтому человек увидел что он наг, скрылся от лица Божьего, а Бог по милости Своей и благодати дал ему такую кожу, которую имеем мы сегодня. Человек подвергся наказанию подобно тому, который сделал зло первым. Он также был лишен того положения, которое имел до утраты своего достоинства и чести сделав бесчестие. Зло проникшее в человека, лишило его способности излучать свет. Человек лишился того дома, в который поместил его Бог и был изгнан из «сада наслаждения». Теперь, чтобы добыть пищу, человеку необходимо прилагать большие усилия.

Но пришел Спаситель Помазанный [Йешуа Мессия] и показал, что Бог хочет вернуть первозданное положение человека всякому, кто поверит и примет Его. Однажды Мессия поднялся на гору вместе с учениками. Его лицо и одежда засветились, то есть стали излучать свет, а ученики, увидев это, направили взгляд лиц своих к земле. Творец показал Своё желание, когда облако светлое осенило бывших на горе, то голос Бога из облака сказал: «Это - Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте»  (Мф. 17:5).

Однажды Мессия поднялся на возвышенность, сел и подозвав учеников, сказал им: «Вы - свет для мира. Не может скрыть себя город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на менору, и светит всем находящимся в доме. Пусть же светит свет ваш пред людьми таким образом, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мат. 5:14-16). Если мы – ученики Месии, то мы призваны светить. Но как светить, если зло, проникшее в нас, лишает нас способности светить? На этот вопрос дает ответ родной брат Мессии, Яаков. В своём письме он обращается к мессианским общинам, находящимся за пределами страны Израиля, следующими словами: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор, чтобы слышать, медлен на слова, медлен на гнев, потому что гнев человека не формирует праведность Божью. Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток зла, в кротости примите насаждаемое слово, могущее избавить ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающиеся. Потому что, кто слушает слово, но не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в Тору совершенную, Тору приводящую к свободе, и пребудет в ней, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иакова 1:19-25).

Самуил Ким (г. Харьков)

 

В�?е �?татьи рубрики "Тропинками Торы"


Источник: http://echo-i.org/rubrica/tropinkami-tory/odezhda-dlja-adama


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их опыт Вязание без крючка набор


Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама



Кожаные одежды для адама