театр пальчиковый

Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.

Предметно-развивающая среда по развитию речи может быть представлена:

  • духовным миром, вводимым сферой общения;
  • характером речи воспитателя;
  • объектами и явлениями живой и неживой природой;
  • материальным миром предметов;
  • произведениями искусства различных видов и жанров.

Необходимо учитывать принципы активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.

Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества, и начинается с организации предметного окружения. В начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить».

В середине учебного года дети вместе с педагогом решают сделать перестановку в группе, и, может быть, это решение появится в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения.

Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

В условиях малокомплектного детского сада учитываются также возрастные особенности детей.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:

  • Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
  • В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

  • художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
  • «говорящие книги»;
  • для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
  • книги, сделанные своими руками;
  • различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
  • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр математики;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы 

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  2. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
  3. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
  4. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для младшей группы

  1. Коврограф (фланелеграф).
  2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  4. Маленькая ширма для настольного театра.
  5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется образовательной программой.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Стойка-вешалка для костюмов.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  7. Театр математики.
  8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для старшей группы

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

Празднично-карнавальные игрушки

Для детей до двух лет необходимы:

  • Для участия в праздничных утренниках и развлечениях:карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и других персонажей).
  • Для праздничного оформления группы и участка — надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.

Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, снежинки.

Для детей от двух до четырех лет, кроме карнавальных шапочек, нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).

Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.

Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки, желуди, ветки и прочее).

Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.

Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Автор — Лубенникова Юлия Александровна, методист городского методического центра города Краснодара


Источник: http://deti-club.ru/predmetno-prostranstvennaia-sreda-po-teatralno-rechevomu-razvitiyu

Закрыть ... [X]

Театральный уголок в детском саду Ребенок в детском Программа для расчета схем по вязанию


Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки



Самодельные шапочки