КУЛЬТУРНЫЕ БРЕНДЫ РОССИИ

06 мая 2014 18:01

Культурный бренд "Гжель" сегодня невероятно популярен не только в России, но и в мире. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики.

Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под брендом Гжели кроме самого одноимённого села находятся и другие известные гончарные деревни: Трошкóво, Глебово и Фенино; Речúцы, Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино. Вообще их около 30. Как говорят местные жители правильно все-таки говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».

Гжельский керамический район территориально охватывает местность в ныне Раменском районе Московской области вдоль станции Гжель — Игнатьево Казанской железной дороги.

Первое упоминание территории гжельского керамического района в письменных источниках связано с именем Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Данииловича Калиты (1328−1341). Его недатированную духовную грамоту (завещание) с первым упоминанием Гжели некоторые искусствоведы, начиная с А.Б.Салтыкова, относят к 1328 году.

Гжель стало регулярно появляться в духовных грамотах: в 1358 году – Великих князей Ивана Ивановича Кроткого (1353−1359), сына Ивана Калиты, в 1389 году – Великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1362−1389), внука Ивана Калиты, и в 1423 году – Великого князя Василия I Дмитриевича (1389−1425), сына Дмитрия Донского. Начиная со времен Дмитрия Донского, Гжель фигурирует как волость.

Известен более поздний указ царя Алексея  Михайловича Тишайшего (1645−1676) с распоряжением : «…в Гжельской волости приискать глины, которая глина годитца к аптекарским судам…».


В 1763 году М.В.Ломоносов  в своей книге «О слоях земных» сказал о глине Гжельской: 
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
В 1770 при Екатерине II (1762−1796) Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «…для делания алхимической посуды…».

Гжель — старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» — всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Старообрядцы там живут и до сих пор. Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами называется «византийским». Они строгие и лаконичные, но очень русские.

НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ГЛИНЫ

Сама природа одарила эту местность. Здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу». Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины». Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная — «ширёвка»; далее «пушнина» — жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка», которая используется для изготовления фарфора и фаянса.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.

В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет — синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX — начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху создания мирового культурного российского бренда. 
В 1972 Объединение «Гжель», создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

Сегодня Объединение «Гжель» — современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель — это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

Гжель — это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В «Гжели» работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии.

В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

 КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива и создавать по истине культурный мега бренд.

МОДНЫЙ СУПЕР БРЕНД — ГЖЕЛЬ ЗАВОЕВЫВАЕТ СЕРДЦА ПОКЛОННИКОВ

Изделия из гжельского фарфора, суперпопулярные раньше и подзабытые в последние годы, а вниманием иностранных производителей несправедливо обойденные вовсе, быстрыми темпами наверстывают упущенное.

Это и понятно, ведь наносится узоры гжельская подглазурная роспись только вручную, поэтому каждое создание гжельского мастера — это настоящее произведение искусства. Кроме того гжельские изделия очень практичны, так как кобальтовая роспись надежно защищена глазурью и долгое время сохраняет первоначальный вид.

Посуда и другие предметы обихода с брендом Гжель, а также сувенирная продукция со сказочными лепестками и бутонами на белоснежных боках с большим успехом продается в зарубежных магазинах, а также на сайтах различных торговых магазинов.

Помимо бытового применения мода на Гжель быстро распространяется и в других областях. Этот старинный русский народный промысел все больше привлекает внимание дизайнеров одежды, причем не только российских кутюрье, но и мировых корифеев модной индустрии.


Так, например, опальный ныне Джон Гальяно в свое время создал для модного дома Диор очаровательную коллекцию свадебных платьев с орнаментами, выполненными гжельской росписью, а на одной из светских тусовок в его платье «под гжель» появилась известная актриса Джулия Робертс.
Другая знаменитость, Леди Гага, известная своими экстравагантными сценическими костюмами, во время церемонии вручения музыкальной премии BRIT Awards поразила публику сходством с изделием из гжельского фарфора.

С каждым днем российский мега бренд Гжель завоевывает мир и продолжает удивлять своей оригинальностью.

 
 

МУЛЬТИМЕДИА


Смотри также

Хохлома – Культурный мега бренд России

На берегу реки Волги близ Нижнего Новгорода стоит большое старинное село Хохлома. Его жители издавна были заняты в разных ремеслах, среди которых изготовление посуды из дерева и домашней утвари. Орнаменты

Финифть - Уникальное русское искусство

Ювелиры считают российскую финифть одним из мировых культурных мега брендов, который сохраняет вечный идеал красоты русской природы и человека, они называют финифть не народным промыслом, а великим мировым

От Тоненькой паутинки к Мировому Бренду

Народный промысел "Вологодское кружево" - один из брендов России. Популярность изделий вологодских мастериц перешагнула границы страны еще в 19-м веке.


Источник: http://www.russia-open.com/m/1748/2014/05/06/BELO-GOLUBOJ-BREND-ROSSII.phtml

Закрыть ... [X]

Голубые цветы Гжели Русский сувенир Академия таланта Шнуры для плетения шамбалы


Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись



Синие узоры роспись